Вода в топливном баке

Вода в топливном баке – скрытая угроза

Откуда берётся вода в топливном баке и есть ли в этом угроза для топливной системы? В дизельном топливе, которое питает ваш двигатель, всегда есть некоторое количество воды.

Откуда вода? Принято считать, что сразу после производства топливо не содержит в себе воду, но в дальнейшем, при хранении и транспортировке, её приобретает. Дизельное топливо перевозится и хранится в ёмкостях, объём которых достигает тысяч литров. Стенки таких ёмкостей, остывая ночью после жаркого дня, накапливают конденсат, то есть воду. Затем, нагреваясь днём, передают эту влагу топливу. Количество конденсата, возникающего внутри топливной ёмкости, увеличивается по мере того, как уменьшается количество топлива. Ведь израсходованное топливо замещается воздухом, а он всегда содержит влагу. Вода имеет более высокую плотность, чем топливо (тяжелее его), поэтому всегда скапливается на дне цистерны.

На АЗС обычно забор топлива никогда не идёт со дна. Топливо закачивается потребителю, начиная с некоторого уровня. Всё, что ниже этого уровня, называется «невыбираемым остатком». Это уже не топливо, а смесь топлива, грязи, примесей и воды. В этом невыбираемом остатке скапливается и так называемая «подтоварная вода». Периодически большие ёмкости нужно чистить – полностью осушать и убирать со дня грязь и подтоварную воду. В крупных ёмкостях на дне может  быть до 35 см воды. Если на дне цистерны есть сливной кран, всю грязь слить через него не удастся – она слишком густая, к тому же с примесью твердых и крупных частиц. Для очистки крупных ёмкостей есть специальные методы – механические и ручные.  Для топливных баков есть специальные присадки-дегидраторы (см. фото).

Вода в топливном баке удаляется специальной присадкой - дегидратором

Скрытая угроза. Вода в цистернах с топливом, это одно, а вода в топливных баках, это совсем другое. Она может появиться в баках из-за конденсата, а также попадает во время заправки вместе с топливом, если работники АЗС не дали топливу отстояться. Топливо, которое поступает в двигатель, замещается в баке атмосферным воздухом. В дождливую погоду воздух содержит много влаги, которая попадает внутрь топливного бака.

Ночью, при снижении температуры, из воздуха внутри бака конденсируется вода, которая сначала оседает на холодных стенках бака, а затем стекает в топливо. Вы уже знаете, что вода тяжелее топлива, поэтому она всегда находится на дне. Но проблема в том, что она никуда оттуда не девается, а количество её может только увеличиваться. Какую опасность для топливной системы это несёт?

Даже самая маленькая капля воды в топливной системе может спровоцировать коррозию.

Отделившиеся частички ржавчины могут сузить поперечное сечение топливопровода и нарушить работу всей топливной системы.

Частички ржавчины, конечно, задержатся топливным фильтром, но вода пройдёт через фильтр беспрепятственно и вызовет коррозию в последующих за фильтром узлах.

Капли воды, попавшие в камеру сгорания нарушают процесс горения топлива, при этом происходит смывание масляной пленки со стенок цилиндра. Трение увеличивается и как следствие возникает повышенный износ.

Вода, даже находящаяся на дне топливного бака, растворяет часть полезных присадок, меняя свойства топлива и ухудшая его характеристики.

Зимой вода в топливной системе замерзает. Лёд закупоривает трубопроводы, карбюратор, форсунки и топливный насос. Двигатель или не заведётся, или будет глохнуть и работать с перебоями. Если двигатель замерз таким образом, то запустить его можно будет лишь после длительного прогрева.

Вода в топливном баке и GPS мониторинг. Наличие воды в топливном баке не проявляется сразу и явно, она наносит медленный вред. Когда в автомобиле установлена система GPS мониторинга и контроля топлива, в ряде случаев вы можете узнать о воде в баке раньше, чем она нанесёт вред топливной системе. Датчики уровня топлива, которые мы применяем, представляют собой зонд, который проходит от верхней стенки бака до самого низа, не доходят до дна примерно на 1 -2 см.

Вы уже знаете, что на дне всегда есть некоторое количество воды, более тяжёлой, чем топливо. По мере того, как количество воды в баке будет увеличиваться, в какой-то момент вода начнёт касаться нижнего среза зонда датчика уровня топлива. Как правило, это будет происходить во время движения, при разгонах, торможениях, поворотах, спусках и подъёмах, когда топливо в баке и вода на его дне колеблются.

Также подобная проблема есть в строительной технике, испытывающей сотрясения, вибрации и наклоны корпуса при работе. Вода в топливном баке имеет совсем другую диэлектрическую проницаемость, чем дизельное топливо (упрощённо можно сказать, что топливо - изолятор, а вода проводник). Когда вода касается датчика, она его замыкает. Для датчика это не вредно, но его показания в момент замыкания «зашкаливают». Если никаких технических неисправностей в датчике нет, то можно предположить, что в баке скопилось на дне много воды. Сливать этот остаток со дна нужно минимум раз в год.

Если вы владеете грузовыми автомобилями, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техникой и задумываетесь над вопросами правильной эксплуатации техники и оптимального расходования топлива, позвоните, или напишите нам – мы ответим на любые вопросы по GPS мониторингу и контролю топлива.

Больше полезной и познавательной информации о GPS мониторинге  читайте здесь.