Выбор аккумулятора к инвертору

Правильный выбор аккумулятора к инвертору

Чтобы сделать правильный выбор аккумулятора к инвертору разберемся какие существуют аккумуляторы для систем энергонезависимости.

выбор аккумулятора к инвертору

От ёмкости аккумуляторной батареи зависит время работы системы резервного питания. Но кроме ёмкости имеет значение тип, или технология аккумулятора. Какие типы аккумулятор бывают?

Свинцово-кислотные аккумуляторы, самый распространенный тип 12-вольтового аккумулятора. Они относительно недорогие и надежные, но имеют короткий срок службы, и они самые тяжелые. Их чаще всего используют в домашних системах энергонезависимости именно из-за наименьшей цены.

Гелевые аккумуляторы, это тип свинцово-кислотных аккумуляторов, в которых электролит находится в виде геля, а не жидкости. Это делает их более устойчивыми к вибрациям и утечкам, и они имеют более длительный срок службы, чем свинцово-кислотные аккумуляторы. Однако они дороже.

AGM аккумуляторы, это еще один тип свинцово-кислотных аккумуляторов, в которых жидкий электролит поглощается стеклянным волокном. Это делает их устойчивыми к вибрациям и утечкам, и они имеют более длительный срок службы, чем свинцово-кислотные аккумуляторы. Они также мощнее, чем гелевые аккумуляторы, но и дороже.

Литий-ионные аккумуляторы, это тип аккумуляторной батареи, который стал популярным благодаря своему длительному сроку службы, высокой плотность энергии и легкому весу. Однако они дороже, чем свинцово-кислотные аккумуляторы, и могут быть опасны, если они повреждены. Литий-ионные аккумуляторы чаще всего используются в системах энергонезависимости, которые стоят в жилых помещениях.

Литий-железо-фосфатные аккумуляторы, это самый современный тип батарей. Относятся к литиевым, но имеют существенные отличия. Железо-фосфатные аккумуляторы имеют в несколько раз больше циклов заряд-разряд, более безопасные и термостабильные, но плотность энергии у них ниже, чем у литий-ионных и стоимость самая высокая из всех типов аккумуляторов. Литий-железо-фосфатные аккумуляторы наилучшим образом подходят для систем энергонезависимости.

Тип аккумулятораКоличество циклов заряд/разряд (при разряде до 80%)
Свинцово-кислотный200-300
Гелевый400-600
AGM500-800
Li-Ion500-1000
Железо-фосфатный (LiFePO4)4000-7000

К любому из перечисленных типов аккумуляторов можно подключить GPS трекер, который будет измерять его напряжение и передавать данные вам на смартфон.

Итак, вам нужно сделать выбор аккумулятора. ЧТО ВЫБРАТЬ? Однозначного ответа нет. Все варианты полностью рабочие, и при этом все они существенно отличаются друг от друга по цене решения, по техническим характеристикам и по потребительским свойствам.

Например, имея 24 тыс грн, можно купить железо-фосфатный аккумулятор ёмкостью 105 А/ч, или AGM аккумулятор ёмкостью 400 А/ч. При этом железо-фосфатный аккумулятор имеет в 10 раз больше циклов заряд-разряд, а AGM аккумулятор в 4 раза большую ёмкость.

В любом случае сначала нужно определиться с необходимой мощностью и желаемым временем непрерывной работы в отсутствии электросети. Для большего времени автономности нужна большая емкость батарей, и возникает естественное желание – чем больше ампер в аккумуляторе, тем лучше.

Но тогда время заряда аккумулятора увеличивается. Может оказаться так, что времени, в течение которого происходит заряд аккумулятора, недостаточно для заряда на 100%. Это важно учесть,  когда вы делаете выбор аккумулятора.

А когда не полностью заряженный аккумулятор включатся в работу, это существенно уменьшает срок его службы. Если вы не находитесь возле вашей системы энергонезависимости во время заряда аккумулятора, подключенный к аккумулятору GPS трекер будет оповещать вас о напряжении.

В общем, нужно учесть много факторов, и вам будет сложно это сделать самостоятельно. Приведём пример.

Вы посчитали, что потребление вашей квартиры 150 Вт в час. Это нормальное потребление, если вы не используете микроволновку, утюг и фен. Дальше вы хотите использовать самый распространённый и недорогой свинцово-кислотный аккумулятор 12 вольт, 70 А/ч. Мощность аккумулятора 12х70=840 Вт. Делим мощность аккумулятора на потребляемую квартирой мощность 840 : 150 = 5,6 час. Вы думаете, что аккумулятор с инвертором будут питать вашу квартиру примерно 5 часов.

Но это и близко не так! Во-первых, инвертор преобразовывает 12 вольт в 220 вольт с потерями. Его КПД 70…90%. Чем меньше мощность, тем больше потери (и меньше КПД). Примем КПД равным 70%. Умножаем мощность аккумулятора 840 Вт на 0,7, получаем 588 Вт, и вы думаете, что это уже реальная ёмкость, которую вы можете получить из аккумулятора 70 А/ч. К сожалению, это не так.

Дело в том, что разные типы аккумуляторов можно разряжать только до определенного значения. Это называется - допустимая глубина разряда. В нашем примере мы выбрали бюджетный автомобильный аккумулятор. Его допустимая глубина разряда 30%. Умножим наши 588 Вт на 30% и получим 176 Вт. Конечно, вы можете разряжать ваш аккумулятор и больше (увеличивать глубина разряда), но тогда аккумулятор будет быстрее выходить из строя и его придется менять.

Сколько прослужит такая система аварийного электроснабжения, какой период энергонезависимости она обеспечит? Это зависит от количества циклов заряд-разряд. Если на аккумуляторе написано количество циклов 700, это значит, что его теоретически можно 700 раз разрядить на 30% и зарядить до 100%. Из практического опыта скажем, что на самом деле вместо 700 циклов вы реально получите 400…500.

И напомним, что автомобильный свинцово-кислотный аккумулятор нельзя использовать в квартире, он может работать в нежилом, проветриваемом помещении. Так же следует понимать, что автомобильный аккумулятор не рассчитан на работу с инвертором, то есть на циклический режим. Такой аккумулятор предназначен для буферного режима, то есть он всегда полностью заряжен и изредка выдает ток в 10 раз больший его емкости на пару секунд, когда вращает стартер. Затем двигатель заводится, аккумулятор подзаряжается и опять не используется.

Для систем аварийного электроснабжения (систем энергонезависимости), конечно, лучше использовать специальные аккумуляторы, которые предназначены именно для циклического режима и могут без вреда для себя отдавать намного больше 30% емкости, почти до 100%. После этого их можно заряжать током, в 5-10 раз большим, чем обычные свинцово-кислотные. И при этом количество циклов у них в 8-10 раз больше, чем у автомобильных. Мы надеемся, что эта статья поможет вам сделать правильный выбор аккумулятора к инвертору

Кроме этого, они легче, безопасны для квартиры, но и стоят дорого. Подключенный к аккумулятору GPS трекер будет постоянно измерять напряжение и передавать его вам на мобильный телефон.