Пробег по GPS
Пробег по GPS и одометру. В чем разница?
Пробег по GPS определяется с помощью трекера. Прибор, предназначенный для подсчета пробега автомобиля, называется одометр. Его назначение, это не только измерение пробега. Откуда одометр знает пройденное автомобилем расстояние? Одометр умножает количество оборотов колеса на длину его окружности.
Одометр настраивается в заводских условиях в расчете на штатные колеса с шинами определенного размера с неизношенным протектором и давлением, которое рекомендует производитель шин. Как мы понимаем таких идеальных условий у одометра практически не бывает. В реальности в автомобиле вполне могут быть «неродные» колеса, износ протектора выше нормы, проскальзывание колес на сколькой дороге и при торможении, давление в шинах больше, или меньше нормы, диаметр колеса меняется даже в течение дня от нагрева и охлаждения и так далее.
Таким образом, одометр нельзя считать точным прибором, это скорее примерный указатель. Если одометр не самостоятельный прибор, а подключен к CAN шине автомобиля, это может ввести в заблуждение относительно его точности. На самом деле точность одометра не увеличится от подключения к CAN шине, ведь никаких других данных, кроме количества оборотов, в CAN шине нет.
Погрешность измерения пробега в одометре идеальном случае 5%. Но как правило реально это 10% и больше. Например, увеличение радиуса шины на 1 см на расстоянии в 60 км дает увеличение пробега приблизительно на 2 км по одометру. Если колесо меньше, одометр соответственно покажет уменьшенный пробег.
Измерение пробега по GPS имеет намного более высокую точность и самое главное на эти показания невозможно повлиять. Тогда как показания одометра можно накрутить как в большую, так и в меньшую сторону.
Что влияет на точность определения пробега GPS трекером. Если трекер сертифицирован, то погрешность определяется паспортной погрешностью GPS и настройками частоты передачи данных. Если трекер настроен на редкую частоту передачи, то между точками будет большое расстояние, на поворотах трек будет неточным и это увеличит ошибку подсчета пробега. Но все современные трекеры умеют увеличивать частоту передачи данных на поворотах и уменьшают частоту при прямолинейном движении.
Такие настройки позволяют отображать точный маршрут движения при небольшом трафике мобильного интернета.
Следует сказать, что в настоящее время все GPS устройства могут периодически подвергаться воздействию средств РЭБ. Трекер, попавший в зону действия РЭБ, перестает определять координаты. На треке образуется так называемый «прострел».
Его хорошо видно визуально и расстояние на пропущенном участке трека можно восстановить методом прокладки маршрута. Маршрутизатор является частью системы GPS мониторинга.
Так как пробег по GPS трекер вычисляет намного точнее, чем одометр, вы можете перестать пользоваться одометром. В системе GPS мониторинга можно настроить уведомления о превышении скорости, слишком долгих простоях, или о том, что приближается техобслуживание. Значение пробега, которое вычисляет система GPS мониторинга можно использовать для расчёта среднего расхода топлива.
В заключение можем сказать, что при подсчете пробега лучше пользоваться данными GPS трекера, чем одометра. Даже если одометр дает точную цифру пробега, вы никаким образом не можете её проверить. А данные трекера вы можете проверить в любой момент, просто отобразив весь маршрут движения автомобиля на карте.