GPS ДЛЯ ВСЕХ. ЧАСТЬ 2
GPS ДЛЯ ВСЕХ. ЧАСТЬ 2
GPS для всех - продолжение первой части, в которой мы рассказали о том, как появилась самая популярная навигационная система GPS, и как она от сугубо военного назначения нашла применение в миллионах гражданских устройств. Во второй части нашей статьи мы расскажем о том, как с помощью GPS трекеров контролировать не только местоположение, но и расход топлива, температуру груза и др.
Как было сказано в первой части статьи, раньше GPS трекеры позволяли только контролировать местоположение, скорость движения и пробег различных транспортных средств. Причем в самом начале не было даже нормальных карт. Первые GPS трекеры отображали своё местоположение на сканированных бумажных картах и атласах сомнительной точности. Сейчас точные цифровые карты и спутниковые снимки находятся в общем доступе, причём информация на них регулярно уточняется и обновляется.
GPS трекеры стали устанавливать на самые разные транспортные средства, и естественно возникла потребность получать не только точное местоположение, но и различную телеметрию – в первую очередь данные по расходу топлива. Сначала были попытки подключить к трекеру штатный датчик уровня топлива.
Несмотря на то, что попытки были в целом успешными, полученные данные оказались совершенно бесполезны ввиду своей неточности. Ведь штатный датчик уровня топлива не является точным прибором, это всего лишь приблизительный указатель, сигнализирующий водителю о том, что скоро пора заправиться. Разработка точных датчиков топлива шла в двух направлениях – датчики уровня и датчики расхода.
Датчики расхода топлива. При их разработке ничего нового выдумывать было не нужно. За основу взяли расходомеры жидкостей – воды, бензина и др. На сегодняшний день расходомеры имеют высокую точность и надёжность. Однако для их широкого распространения есть ряд ограничений. Расходомеры всегда устанавливаются в разрыве топливной системы, а значит в той, или мной мере воздействуют на неё. В большинстве случаев расходомеры ещё и меняют топливную схему.
Поясним это. В дизельных двигателях некоторая часть топлива, закачанная топливным насосом, не сгорает в цилиндрах, а возвращается обратно в бак. Она так и называется – «обратка». Её нужно учитывать в обязательном порядке при подсчёте количества израсходованного топлива. Для этого есть два способа. Самый простой, установить два расходомера (или один двухканальный), однако это приводит к сильному увеличению стоимости оборудования и монтажных работ.
Второй способ, замкнуть «обратку» так сказать обратно в подачу. Но при этом горячая «обратка» уже не будет подогревать топливо в баке в зимний период. Всё это может привести к потере мощности, или к потере гарантии.
Датчики уровня топлива. Эти датчики сразу разрабатывались в двух вариантах – ультразвуковые и ёмкостные. Вначале упор был на ультразвуковые, так как предполагалось, что они смогут работать прямо через стенки топливного бака, а значит, не потребуется сверлить бак. Хотя датч ики что-то видели через стенки бака, сейчас этот метод практически не используется. Были попытки устанавливать излучающую головку ультразвукового датчика и на верхней стенке бака, и под его дном.
После этого были попытки устанавливать датчики внутри бака. Эти попытки были в общем успешны. Излучающие элементы ультразвуковых датчиков покрывались грязью, осадком, что приводило к рассеиванию сигнала и уменьшению его уровня. Их нужно было регулярно чистить, что привело к тому, что сейчас такие датчики уже не используются.
Наиболее совершенными оказались ёмкостные датчики уровня топлива. Эти датчик измеряют диэлектрическую проницаемость среды внутри бака. Так как проницаемость воздуха и топлива разная, ёмкостный датчик всегда «знает», сколько топлива в баке. Именно такие датчики уровня топлива получили самое широкое распространение. Их преимущества – не имеют движущихся частей, не изнашиваются, не вмешиваются в топливную систему и не оказывают на неё воздействия.
Как мы уже ранее говорили, сейчас имеет место тенденция перехода с проводных на беспроводные технологии. Эта тенденция не обошла стороной и GPS мониторинг. Для передачи данных на трекер датчики топлива используют технологию BLE (блютуз со сверхмалым потреблением энергии). Беспроводные датчики не нуждаются в проводах. Они питаются от встроенных Li батарей, которые могут работать годами.
Отсутствие проводов увеличивает надежность и уменьшает время и стоимость монтажных работ. Блютуз датчик может передавать информацию не только на трекер, но и на смартфон водителя.
Чем же отличаются датчики расхода уровня и расхода? Об этом мы расскажем в следующей части статьи. Следите за нашими публикациями!
Больше полезной информации о различных GPS устройствах читайте здесь.