Контроль топлива  по расходомеру

Контроль топлива  по расходомеру в GPS мониторинге

Контроль топлива  по расходомеру –это альтернатива контролю по уровню топлива в баке. В GPS мониторинге контроль топлива является одной из важнейших задач, наряду с контролем местоположения. Есть несколько методов контроля топлива, различающиеся по стоимости, по способу реализации и по конечному результату. Существует два типа датчиков топлива, подключаемых к GPS трекерам. Это датчики расхода и датчики уровня.

Топливо можно контролировать и без датчиков, при этом данные получают из CAN шины автомобиля. Рассмотрим разные способы контроля топлива с точки зрения результата и стоимости.

Следует сказать, что топливо в GPS мониторинге контролируют не для того, чтобы уточнить его расход – ведь на расход мы всё равно повлиять не можем. Мы не можем уменьшить расход топлива, или увеличить его с системой GPS мониторинга, или без неё. Контроль топлива нам нужен для того, чтобы выявить и устранить злоупотребления. То есть  для того, чтобы всё топливо из бака шло только в двигатель, а не «налево».

Контроль топлива по расходомеру проточными датчикамиДатчик расхода топлива (расходомер) с высокой  точностью измеряет топливо, которое прошло через него. Контроль топлива  по расходомеру даёт нам данные о мгновенном расходе топлива и расходе за период времени (накопительном расходе).

В дизельных двигателях часть топлива сбрасывается обратно в бак (обратка). Чтобы учесть обратку, нужно применять двухканальный раходомер (фактически это два расходомера в одном корпусе), или замыкать обратку в подачу. Но при этом горячая обратка уже не поступает в топливный бак и не подогревает топливо, что важно в холодное время года.

На фото показаны одноканальный и двухканальный расходомеры.

В настоящее время схемы подключения расходомеров хорошо отработаны, но в любом случае расходомер подключается в разрыв топливной системы, что является вмешательством в неё. С помощью расходомера мы можем уточнить нормы расхода топлива, увидеть фактический расход. Но если реальный расход будет больше, мы не сможем найти причину этого, ведь датчик расхода топлива не видит сливов топлива и не видит заправок.

Расходомер является обслуживаемым устройством, он содержит подвижные элементы, которые подвержены износу.

Емкостной датчик уровня топлива в бакеДатчик уровня топлива (ДУТ, или линейка в бак) устанавливается в топливный бак и «видит» малейшие изменения уровня топлива. ДУТ, в отличие от расходомера, не вмешивается в работу топливной системы и никак не влияет на неё – это может быть важно для гарантийных автомобилей. ДУТ также даёт нам данные о расходе топлива за период времени, и что очень важно, даёт данные о месте, времени и объёме всех заправок и сливов топлива.

ДУТ не даёт нам данные о мгновенном расходе топлива, но эти данные нам и не нужны, ведь повлиять на них мы не можем никаким образом. Гораздо важнее иметь возможность увидеть, где и в каком количестве сливается топливо из бака, или сравнить данные о заправках по чекам и увидеть недолив. Контроль топлива  по расходомеру не дает возможность видеть заправки и сливы.

Таким образом, понимая, что именно измеряют датчики расхода и датчики уровня, мы понимаем, что датчик уровня кроме расхода видит и злоупотребления. Выявляя и устраняя их, мы можем уменьшить расходы на топливо.

Следует отметить, что, несмотря на то, что погрешность датчиков расхода и датчиков уровня примерно одинакова, проявляется она совершенно по-разному. Предположим, что погрешность составляет 1%. Для датчика уровня можно считать, что это 1% от объема бака. А для расходомера, это 1% от каждой порции топлива, которая прошла через его камеры.

То есть погрешность расходомера накопительная (чем больше топлива проходит через расходомер, тем больше ошибка), а у датчика топлива нет.

Стоимость датчиков уровня топлива намного ниже. Кроме этого, они необслуживаемые, они не подвержены износу (не содержат подвижных частей) и их точность не меняется со временем. Тем не менее, расходомер имеет свои несомненные плюсы. Например, на работу расходомера совершенно не влияют наклоны корпуса автомобиля. Это очень важно для тракторов, экскаваторов, сельхозтехники.

Контроль топлива по  CAN шине вообще не требует покупки и установки датчиков топлива. По цене решения, это самый бюджетный вариант. Данные о расходе топлива берутся из CAN шины. А в CAN шину они поступают от штатного датчика уровня топлива в баке и от срабатывания форсунок. Штатный датчик уровня топлива имеет погрешность до 15%, к тому же она увеличивается по мере износа самого датчика.

Кроме этого штатный датчик топлива имеет «слепые зоны» вверху и внизу топливного бака. Это датчик не является точным прибором, это скорее указатель, подсказывающий водителю, что ему пора заправиться.

То есть вы сможете проконтролировать место и время заправки, но не сможете проконтролировать объем заправки. Расход топлива в CAN шине считается с более высокой точностью, однако мы уже говорили, что сам расход нам конечно интересен, но гораздо интереснее увидеть, где и сколько водитель сливает топлива, или недоливает на АЗС. Контроль топлива по CAN шине этих данных не видит.

В заключении можем сказать следующее. Все три способа контроля топлива свою задачу решают. При этом они различаются по цене и по технической реализации. В целом можно сказать, что контроль топлива по CAN шине самый недорогой, подходит для бензиновых и дизельных машин  и даёт очень точные данные по мгновенному расходу. А контроль топлива при помощи ДУТ, позволяет выявлять различные злоупотребления, даже такие, которые совершенно не видят два других способа контроля.

Например, покупка «липового» чека на АЗС и последующая заправка недорогим, слитым топливом на трассе.

На сегодняшний день наиболее распространённый способ контроля топлива, это установка датчика уровня топлива в бак. Датчики уровня топлива имеют хорошую точность, не меняющуюся со временем, приемлемую цену. Такие датчики могут быть и беспроводными (передают данные на GPS трекер по каналу Bluetooth).

График уровня топливаДавайте посмотрим на примерах, как отображается расход топлива при установке ДУТ. Вы видите маршрут движения (вверху) и линию расхода топлива (внизу) за 16 дней. На графике видны также заправки топлива.

 

 

Фиксация на карте места заправкиА на этом примере две поездки и заправка между ними. На графике видно, как топливо в баке уменьшается во время поездки и увеличивается во время заправки.

Данные от датчика топлива можно отобразить не только в виде графике, но и в текстовом виде в отчёте. Будут видны данные о начальном и конечном уровне топливе, количестве израсходованного топлива и среднем расходе на 100 км. Также будут отображены заправки и сливы топлива, моточасы и другая информация.

Если  вы хотите узнать как осуществляется контроль топлива  по расходомеру позвоните или напишите нам.