GPS мониторинг топлива

GPS мониторинг топлива грузовых автомобилей

GPS мониторинг топлива – одна из важнейших функций, наряду с контролем других параметров, таких как пробег, моточасы, температура и др. Контроль топлива может реализовываться разными способами. Есть четыре основных метода контроля топлива. Это контроль расхода топлива, контроль уровня топлива, нормативный контроль топлива и контроль топлива по CAN шине автомобиля. Рассмотрим эти методы подробнее, чтобы понять, в каких случаях их нужно использовать.

Нормативный GPS мониторинг топлива

Нормативный контроль расхода топлива хорош тем, что он не требует покупки датчика топлива, не требует никаких работ с топливной системой. Для него нужен только GPS трекер, причём самый недорогой, даже не имеющий входов для датчиков топлива.

GPS мониторинг топлива

Вы вводите в систему GPS мониторинга всего один параметр – средний расход топлива вашей машины на 100 км. Это в простейшем случае. При желании можете ввести уточняющие коэффициенты, например разницу между расходом в городе и за городом, или разницу между расходом топлива зимой и летом. Система GPS мониторинга умножает пробег на средний расход и вы получаете расход топлива за период времени, или расстояния.

Важный момент – для нормативного расчёта расхода топлива используется не пробег по одометру автомобиля, который сам по себе является неточным и его легко подделать, а пробег по GPS трекеру, который в разы точнее и его подделать невозможно.  Минусом нормативного GPS контроля топлива является его неточность в сравнении с другими методами. А плюсом является простота и наименьшая стоимость.

GPS мониторинг топлива по расходомеру

В этом случае используются датчики расхода топлива, или расходомеры. GPS датчик расхода топлива устанавливается в разрыв топливной системы и измеряет топливо, которое прошло через него.

Точность таких датчиков достаточно велика, но в определённом смысле она для вас бесполезна. Дело в том, что в GPS контроле топлива вам не важен сам расход топлива. Вы всё равно не можете этот расход ни уменьшить, ни увеличить. Вам важно выявить и устранить все злоупотребления с топливом. А расходомер этих злоупотреблений не видит. Датчик расхода топлива не видит недолив топлива, слив в канистру, или покупку «липового» чека на АЗС. Для точного измерения расхода топлива необходимо учитывать «обратку», то есть измерять оба потока, прямой и обратный, а затем вычитать «обратку» из подачи.

Это ещё больше удорожает систему контроля расхода топлива, так необходим двухканальный расходомер. Если же сэкономить и использовать одноканальный расходомер, придётся менять топливную схему, а именно «обратку» запускать вновь в подачу.

При этом могут возникнуть проблемы в холодное время, так как горячая «обратка» перестанет поступать в бак и подогревать топливо.
Таким образом, с помощью расходомера вы можете лишь уточнить нормы расхода, но не можете выявить злоупотребления. Плюсом расходомера является его точность в измерении количества топлива, прошедшего через него. Минусы – высокая стоимость, меньшая надёжность в сравнении с датчиками уровня топлива (из-за наличия движущихся частей), некоторая опасность из-за вмешательства в топливную систему и бесполезность при поиске злоупотреблений с топливом.

GPS мониторинг топлива по его уровню в баке

Этот метод контроля топлива является наиболее оптимальным во всех отношениях – по стоимости, точности, надёжности и результату. Как следует из названия, датчик уровня топлива устанавливается в топливный бак и измеряет с очень высокой точностью малейшие изменения уровня топлива в баке.

Таким образом, при контроле уровня топлива вы видите уровень топлива в баке в реальном времени, расход топлива за период времени, место/время/объём всех заправок и сливов топлива.

Датчики уровня топлива бывают цифровые и аналоговые, однако, точность и надёжность у них одинаковая. Комплект с аналоговым датчиком топлива стоит дешевле потому, что в этом случае используется более простой и недорогой GPS трекер, да и сам аналоговый датчик стоит дешевле. Однако вариант с аналоговыми датчиками уровня топлива подходит только для однобаковых машин.

Датчики уровня топлива дешевле датчиков расхода и надежнее их, так не имеют движущихся частей, которые изнашиваются. GPS датчики уровня топлива бывают и беспроводными. Такая модификация не требует передачи сигнала на GPS трекер по проводам и даже не требует внешнего питания. Беспроводный GPS датчик топлива содержит внутреннюю батарею, которая питает его несколько лет. Один GPS трекер может работать с несколькими беспроводными датчиками топлива.

GPS мониторинг топлива по CAN шине

Самый современный (но далеко не самый лучший) вариант контроля расхода топлива, это подключение к CAN шине автомобиля. В современных автомобилях CAN шина содержит информацию о множестве параметров работы двигателя и от многих датчиков, в том числе о расходе топлива. CAN шина не предназначена для GPS мониторинга и подключение к ней происходит на свой страх и риск. К сожалению, данные о топливе в CAN шине не точные, так как берутся от штатного датчика уровня топлива поплавкового типа, у которого погрешность может достигать 15%.

Для сравнения даже самый недорогой датчик топлива, применяемый нами в GPS мониторинге, имеет погрешность 1%.
Преимуществом варианта с контролем топлива по CAN шине является возможность контроля топлива не только в дизельных машинах, но и в бензиновых. А также в легковых авто, где технически невозможна установка отдельного GPS датчика уровня топлива. А минусом является очень большая погрешность и невозможность зафиксировать любые злоупотребления.
Таким образом, можно считать, что наилучший во всех отношениях GPS контроль топлива, это трекер и датчик уровня топлива.